В 1965 году заводу им. С.А. Лавочкина по инициативе С.П. Королева была передана одна из тематик, которой занималось возглавляемое им КБ – тематика исследования дальнего космоса.
Источник: inhimkicity.ru
Благодаря усилиям главного конструктора Георгия Николаевича Бабакина, с чьим именем связаны многие светлые и знаменательные страницы отечественной космонавтики, коллектив предприятия быстро освоил специфику новой техники и в течение последующих двух лет осуществил доработку и завершил лётные испытания станций «Луна», «Венера» и «Марс».
«Первой ласточкой» для НПО Лавочкина, как космического предприятия, стала автоматическая станция «Луна-9». К тому времени ни одному из отечественных или американских КА не удавалось завершить свою экспедицию мягким прилунением.
3 февраля 1966 года автоматическая лунная станция впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхность Луны на западном крае Океана Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марий.
Активное функционирование АЛС «Луна-9» составило 46 ч 58 мин. В течение этого времени было проведено 7 сеансов радиосвязи общей продолжительностью свыше 8 часов для передачи научной информации. Первые в мире фототелевизионные изображения поверхности Луны с места посадки передавались при различных условиях освещённости. Панорамы лунной поверхности дали возможность изучить микрорельеф лунного грунта, определить размеры и форму камней, впадин. Программа научных наблюдений была выполнена полностью.
В ходе работы АМС «Луна-9» были зарегистрированы мировые приоритетные научно-технические достижения: мягкая посадка автоматической станции на поверхность Луны, передача первой в истории круговой фотопанорамы лунной поверхности в районе посадки станции и проведение исследований и измерений с помощью научных приборов космического аппарата.
Телевизионные панорамы участка лунной поверхности учеными всего мира были признаны «Панорамами века».
Информация о характеристиках лунного грунта, полученная в первых лунных экспедициях, внесла существенные коррективы в подготовку новых технических средств для следующего этапа изучения Луны: в разработку самоходного исследовательского зонда — лунохода. Грунт оказался достаточно твердым, слой пыли — небольшим. Поэтому конструкторы пересмотрели проект шасси лунохода, отказавшись от гусениц в пользу восьми ведущих колес. Осенью 1966 года переработанный эскизный проект лунохода был утвержден Георгием Николаевичем Бабакиным.
Началась конструкторская проработка следующих аппаратов.
В решении новых вопросов науки и техники всегда труднее всего сделать первый шаг, когда многое не изведано. Успешная мягкая посадка космического аппарата на другое небесное тело и проведение первых исследований в месте посадки открыли качественно новый этап для межпланетных полетов и познания человеком мира за границами земной атмосферы.